Европейские привычки и интерес к западному образу жизни появились в России задолго до Петра. Особое предпочтение отдавали голландским, английским и немецким товарам. В первую очередь, конечно, благодаря довольно тесным торговым связям с этими странами. Но, кроме всего прочего, протестантская эстетика, сдержанность и функциональность оказалась гораздо ближе по духу русскому человеку, нежели пышный итальянский праздник.
Боярские хоромы в отличии от апартаментов петровского времени – место домашнее, интимное, закрытое от посторонних глаз и не предназначенное для официальных визитов и приемов.
Интерьер дома, будь это палаты знатного боярина или простая крестьянская изба, в основе своей был прост и функционален. Центром любого помещения являлась большая русская печь. Вдоль стен располагались широкие лавки, плотно прикрепленные к стене. Простые полки, открытые посудные шкафы, длинный обеденный стол, поставец (стол для приготовления пищи). скамьи (переносные лавки), стольцы (табуреты). Кресла и стулья могли позволить себе только при дворе и в состоятельных домах, но даже там оставались редкостью. Стулья в крестьянском жилище стали появляться только в XIX веке.
Обязательным атрибутом любого русского дома были скрыны, сундуки различных размеров и конфигураций, погребцы. В больших сундуках хранили одежду, холсты, домашнюю утварь. В сундуках поменьше (укладках и ларцах) – ценные вещи.
Костомаров отмечает, что главное украшение русского дома составляли образа. «Не было в доме покоя, где бы их не висело несколько…». Образа ставились в переднем углу покоя, и этот угол задергивался занавесом. Это место называлось «застенок». В конце XVII века в моду входят картины и эстампы. Правда, в основном на темы из Святого писания.
В русском доме было принято все укрывать и застилать, в крестьянском доме – рогожами, дорожками и войлоком, в боярском – дорогими турецкими тканями и коврами, итальянскими бархатом. Если стены были обиты дорогой тканью, то и пристенные лавки также обивались. Также сверху на лавки слались полавочники, сшитые из двух полотнищ. В будни клались полавочники суконные, а в праздники из шелковой материи, отороченной материалом другого цвета. На окна стелились длинные наоконники, спадающие вниз с карнизов. Все это было ярким, расшитым цветными нитями и бахромой.
В XVII веке при Оружейной палате были учреждены специальные мебельные мастерские, где по привозным заграничным образцам по заказу Двора изготавливали копии и вариации на тему европейской мебели. Вариации эти представляют своеобразный симбиоз барочных европейских форм и традиционного древнерусского искусства. Мы видим здесь голландские высокие спинки, шаровидные ножки столов, удобные подлокотники, и при этом такие привычные русским мастерам: «гранатовое яблоко», «травный» орнамент, и другие мотивы, сформировавшиеся в течении многих веков. Этот своеобразный стиль получил в истории название «Нарышкинское барокко» («Русское барокко»)
При Петре, в 1716 году мастерскую распустили, а всех лучших мастеров забрали в Петербург. При Дворе предпочитали английскую и голландскую мебель, поэтому именно в Англию и Голландию посылают молодых людей учиться «Кабинетному делу». Русская мебель того времени отличается строгим силуэтом, сдержанным декором. В России ореху предпочитают местные материалы: дуб, сосна. Резьба: береза и липа. Для обойки используют кожу. Инкрустацию часто заменяют росписью, это более привычно и доступно. Технику инкрустации и маркетри русские полюбят и освоят гораздо позже европейцев.
Мебель начала XVIII века соединяет в себе русское и голландское влияние. Массивные, с шарообразными элементами, ножки, раздвижные удобные столешницы. Вошли в употребление популярные в Голландии горки для посуды и фарфора. В России, как и во всей Европе того времени, интересуются загадочной страной Китай, и с удовольствие выставляют на показ маленькие дорогие фарфоровые безделушки.
Имен русских мастеров того времени мы практически не знаем, кроме некого Петра Федорова, работавшего у Никола Пино, и сделавшего кресло для «Восковой Персоны». В целом же, при дворе Петра I работают иностранцы.